К 100-летию образования рабфака

17 Октября 2020
3137
 Версия для печати

15 октября 1920 года в Политехническом институте приступили к учебе первые 30 рабфаковцев. Заведующим рабфаком (в ранге декана) стал его организатор — студент Д.М. Бугаев.

К столетию образования рабфака мы подготовили статью, рассказывающую об основных вехах истории рабочих факультетов.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла рабочим и крестьянам возможность учиться в институте. Но чтобы эту возможность превратить в действительность, надо было помочь детям рабочих и крестьян получить среднее образование и подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. С этой целью были созданы при вузе рабочие факультеты - рабфаки. Первый рабфак открылся 8 декабря 1919 года при Петроградском Университете (сегодня СПбГУ). Вторым рабфаком в Петрограде, и вместе с тем первым при втузе, стал рабочий факультет при Политехническом.


Группа студентов рабфаковцев на практике, Электросила, 1928 год

Для поступления на первый триместр рабфака от слушателей требовалось умение бегло читать и писать и знание четырех правил арифметических действий над целыми числами. Абитуриенты со знаниями, превышающими этот минимум, поступали на старшие триместры. Продолжительность курса обучения на рабфаке и в вузе определялось примерно в 5-6 лет. Интересно, что учебный год разделялся на триместры: 15 сентября-15 января, 15 января-15 мая, 15 мая-15 августа. На рождественские и пасхальные каникулы отводили 2 недели. Летние каникулы продолжались с 15 августа по 15 сентября.

Изначально в Политехническом институте рабфак планировался для ускоренной подготовки поступающих в институт; он отличался от подготовительного семестра, существовавшего с 1920 года, главным образом социальным подбором. 15 октября 1920 году были проведены первые собеседования с поступающими на рабфак, и этот день стал днем основания рабфака. На первом курсе студентам преподавали различные дисциплины, в том числе: русский язык, общественные науки, физика, химия, математика (геометрия и арифметика), естествознание и география.

Первым студентом, зачисленным на рабфак, был А.В. Мосягин, приехавший из деревни. Впоследствии он окончил кораблестроительный институт и работам на нём доцентом.

Заведующим рабфаком с момента основания до 1929 года был Д.М. Бугаев, первым заведующим учебной частью до 1928 года был профессор В.М. Филиппов.

Первое время студентам приходилось заниматься в очень трудных условиях. Вот что рассказал об этом В.М. Филиппов: «Нетопленное здание. Температура ниже нуля. Валенки, шубы, шапки с ушами. Начало урока. Сторож растапливает в аудитории «буржуйку». Дым. Печка раскаляется докрасна. Жара. Снимают шубы и ушанки».

Рабфаковцы были студентами нового типа. Они принесли с собой в стены высших учебных заведений революционную энергию и безграничную преданность делу пролетарской революции, которая открыла им путь к знанию. Когда в марте 1921 года меньшевики и эсеры подняли в Кронштадте контрреволюционный мятеж, из рабфаковцев был создан один из отрядов для его подавления.

До 1923 года взаимоотношения рабфаковцев со старыми студентами было довольно враждебным. В то время во главе студенческих организаций стояли студенты с антисоветскими настроениями. Пролетарского студенчества ещё не было. Понятно, что рабфаковцы были встречены в штыки, их не считали за равноправных студентов. Более того студенты рабочих факультетов проживали в отдельном общежитии.


Рабфаковка З. Немчикова, 1926 год 

Постепенно база для работы в вузе расширялась: рос численно рабфак,совершенствовался его состав, появлялись пролетарские отряды студенчества и на основных факультетах.

Из 98 окончивших рабфак в 1925 году было всего лишь 6 женщин.

Рабфаки дорого обходились государству. Годовой расход на слушателя составлял на вечернем отделении — 110 рублей, на утреннем — 385, включая стипендию. Программа рабфаков строилась в первые года так, что её трудно было освоить рабочим и крестьянам. В результате этого зачастую получалось так, что «рабфак был не для тех, кто хотел там учиться, а для тех, кто мог там учиться». Именно поэтому бывший рабфаковец, попав на первый курс института, встречался со значительными трудностями. Не хватало общего развития и культурного кругозора.

Однако из года в год рабфаки улучшали свою работу, давали своим питомцам все более прочные знания. Начиная с конца 1922 года, учебное оборудование рабфака значительно усилилось, и он к десятилетию рабфаков, в январе 1929 года, имел прекрасные кабинеты и библиотеку, которая насчитывала 13 607 книг. Профессора и преподаватели института высоко оценивали успеваемость студентов, окончивших рабфаки. «Чувствуется, — писал профессор А.Я. Билибин, — что каждый (рабфаковец) делает всё, чтобы идти в ногу с группой. Столичные рабфаки и провинциальные рабфаки, находящиеся при вузах, дают вполне пригодный материал».

В 1928 году рабфаки перешли на 4-летний курс обучения, что улучшило подготовку молодёжи, поступающей в вузы.

Рабочие факультеты сыграли решающую роль в деле подготовки пролетарской интеллигенции, в становлении высшей советской школы.

Рабфаковцы в кругу женщин ЛПИ, 1925 год

Рабфаковцы и их преподаватели, 1923 год