Несколько лет назад Музею истории Политехнического несказанно повезло. У частного коллекционера удалось выкупить альбом профессора Ивана Всеволодовича Мещерского (1859–1935).
Несколько лет назад Музею истории Политехнического несказанно повезло. У частного коллекционера удалось выкупить альбом профессора Ивана Всеволодовича Мещерского (1859–1935). Первый владелец альбома — личность незаурядная. В 1882 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося математика Петра Чебышева. С 1890 года — приват-доцент университета и преподаватель Высших женских курсов. С 1902 года и до конца дней — профессор по кафедре теоретической механики Санкт-Петербургского политехнического института. Причем с 1907 по 1908 год исполнял обязанности директора института! Он сформулировал уравнение движения точки переменной массы, создал хрестоматийный задачник по теоретической механике, выдержавший более полусотни изданий и переведенный на десятки языков мира. И, судя по дарственным надписям на вложенных в альбом фотографиях, был любимым педагогом для нескольких поколений учеников. Не удивительно, что многие из них, окончив обучение, сами стали преподавать в alma mater.
Каждый даже не очень старинный альбом хранит тайну. Тем более альбом с портретами. Кто эти люди, глядящие на нас из далекого прошлого? Как сложилась их жизнь? Кто автор снимков? Подчас ответы лежат на поверхности, но даже в них таится скрытый смысл. Листая страницы, буквально ощущаешь историческую материю, сотканную из удивительных биографий и судеб, ниточки из прошлого тянутся в наши дни, когда видишь лица зачинателей научных школ и династий, представленных сегодня в Политехническом. Потому и стал этот фолиант бесценным музейным достоянием.
Приобретенный музеем альбом открыл новый пласт исторической повседневности не только дореволюционного Политеха и Санкт-Петербурга, но и России в целом. Надо ли говорить, что канун слома эпохи особенно интересен исследователям.
Системный поиск портретов той, старой профессуры Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого музей начал более 25 лет назад. Тему тщательно разрабатывал сотрудник музея, профессор инженерно-строительного факультета Владимир Алексеевич Смелов (1936–2014). Благодаря ему и его коллегам галерея дореволюционных профессоров Политеха насчитывает сегодня более ста портретов, найденных как в фондах нашего университета, так и в других музейных и частных коллекциях.
Вошли в нее и 39 визит-портретов профессоров и выпускников Петербургского (Петроградского) политехнического института из альбома И. В. Мещерского. Портреты сделаны в период с 1914 по 1921 год в знаменитых фотоателье Петербурга — Карла Буллы, Александра Оцупа, Марка Кадысона, «Рейссерт и Флиге». Наибольшей популярностью в связи с близостью к институту пользовалось ателье Казимира Лабуза на 2-м Муринском проспекте, 29–31 (шесть портретов были сделаны именно в нем). Несомненно, что и сам профессор Мещерский посещал фотоателье Лабуза. Возможно, в нем купил и этот альбом. Классический формат конца XIX — начала XX века. Сравнительно небольшие размеры (27×16,5×5 см), зеленая ледериновая обложка (как будто специально подобрана в цвет околыша фуражки студента-политехника), латунный декор в греческом стиле...
Где он пребывал в конце 1930-х уже после кончины Ивана Всеволодовича? Как пережил ленинградскую блокаду? Где находился вплоть до 2016 года? Мы пока не знаем: реликвия вернулась из небытия в наши дни, когда семейный (а Политехнический — семья) альбом, безусловно, утраченная традиция, символ незапамятных времен. У современной молодежи альбомы не в моде, для хранения фотографий она использует соцсети и облачные сервисы. Зато наш экспонат прекрасно передает дух блистательного Петербурга, по нему можно изучать интеллектуальную элиту города.
Среди людей, подаривших свои фотографические карточки Мещерскому, — первый директор Политехнического института князь Андрей Григорьевич Гагарин, первые деканы — Франц Юльевич Левинсон-Лессинг, Михаил Андреевич Шателен, Константин Петрович Боклевский, Александр Александрович Радциг, Сергей Иванович Дружинин.
Поразительно, что в стенах технического вуза преподавали замечательные профессора-гуманитарии: историки, философы, социологи, правоведы, экономисты, статистики — Петр Бернгардович Струве и Михаил Владимирович Бернацкий (министр финансов Временного правительства), Иван Михайлович Гревс и Лев Платонович Карсавин, Максим Максимович Ковалевский и Николай Сергеевич Тимашев, Владимир Эдуардович Дэн и Александр Александрович Чупров. Были, конечно, и специалисты по естественно-научным и техническим дисциплинам — Виктор Иванович Станевич и Владимир Владимирович Скобельцын, Николай Семенович Курнаков и Алексей Степанович Ломшаков, Владимир Федорович Миткевич и Николай Николаевич Саввин (управляющий Министерством торговли и промышленности Временного правительства) — все они представлены в альбоме.
Сегодня руководство университета держит курс на подготовку инженеров-интеллигентов XXI века с разносторонними знаниями и высокими нравственными качествами. Как видно, у этой задачи есть мощное историческое основание.
В начале 2020 года при финансовой поддержке выпускников Политехнического университета удалось приобрести еще десять фотографий, не проданных владельцем альбома в 2016 году. Трепетные чувства вызывает ранее не известный, сохранившийся в единственном экземпляре портрет писателя Евгения Замятина (1884–1937). Евгений Иванович в 1902 году в числе первых 26 студентов поступил в Политехнический на кораблестроительное отделение. Среди его наставников — профессора Мещерский, Скобельцын и Георгий Николаевич Пио-Ульский, чей портрет был также выкуплен в 2020-м. Так под обложкой альбома переплелись биографии и судьбы учеников и учителей.