Атомной промышленности - 75!

20 Августа 2020
2698
 Версия для печати

История атомной промышленности и науки навсегда вписана в историю России.

Сегодня атомная промышленность отмечает 75-летний юбилей. В этот день в 1945 году И.В. Сталин подписал постановление о создании органа управления работами по урану - Специального комитета при Государственном комитете обороны (ГКО) СССР. Куратором проекта был назначен Л.П. Берия, научным руководителем – И.В. Курчатов.

В статье мы расскажем вам о предпосылках создания комитета, развитии атомной энергетики в СССР и выдающихся учёных.

21 января в Петрограде состоялось первое заседание Атомной комиссии. В ее работе принимали участие многие политехники А.Н. Крылов, А.Ф. Иоффе, В.К. Фридерикс, А.И. Тудоровский, В.А. Бурсиан и другие ученые.

В Ленинграде создан Институт химической физики. Его директором стал Н.Н. Семенов, ранее возглавлявший лабораторию электронных явлений Петроградского политехнического института.

Группа сотрудников Украинского физико-технического института (Харьков) А.К. Вальтер, Г.Д. Латышев, А.И. Лейпунский совместно с К.Д. Синельниковым расщепила атомное ядро искусственно ускоренными протонами.

16 декабря директор ЛФТИ А.Ф. Иоффе (профессор СПбПИ-ЛПИ в 1906-1948 годах) подписал приказ об образовании в Институте особой группы ядерной группы в составе: академика А.Ф. Иоффе, начальник группы; И.В. Курчатов, зам. нач. группы, в составе группы - Д.В. Скобельцын. На семинарах группы за короткое время были сделаны обзоры важнейших зарубежных исследований в области физики ядра.

Прошла первая всесоюзная конференция по изучению атомного ядра с участием зарубежных ученых, на которой И.В. Курчатов (доцент кафедры высоких напряжении ЛПИ-ЛЭМИ) выступил в роли председателя Оргкомитета, а так же должен был выступить с докладом на тему "Методы искусственного расщепления", однако нагрузка председателя не дала ему возможности уделить подготовке доклада должного внимания.

1 мая И.В. Курчатов назначен начальником отдела ядерной физики ЛФТИ, учёный в основном занимался вопросами физики атомного ядра, открыл явление разветвления ядерных реакций.

Президиум 1-й Всесоюзной конференции по изучению атомного ядра. Ленинград. 1933 г. Слева направо: академики А.П. Карпинский, А.Ф. Иоффе, С.И. Вавилов, заместитель директора ФТИ Васильев, доктор наук И.В. Курчатов. Архив РАН. Ф. 596. Оп. 2. Д. 81а. Л. 13.

Начались работы по созданию циклотрона ЛФТИ. Проектированием и строительством которого руководили И.В. Курчатов и А.И. Алиханов.

Для координации работ в области ядерной физики при Президиуме АН СССР образована Комиссия по атомному ядру.  В состав комиссии вошли семь человек, в том числе и политехники А.Ф. Иоффе, А.И. Алиханов, И.В. Курчатов. На Комиссию возложили решение вопросов, связанных с планированием и организацией ядерных работ, созыв совещаний по атомному ядру, разработку проекта о создании экспериментальной кафедры исследования атомного ядра с соответствующей лабораторией.

И.В. Курчатов (справа) с аспирантом М.Г. Мещеряковым за работой на циклотроне Радиевого института. Ленинград. 1935 г. РНЦКИ. Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова.

Я.Б. Зельдович,Ю.Б. Харитон впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

22 сентября на территории ЛФТИ в фундамент будущего здания циклотрона, как экспериментальной площадки ядерных исследований, первый кирпич заложил А.Ф. Иоффе, второй – И.В. Курчатов.

Создана Комиссия по проблеме урана . В его состав вошли политехники, А.Ф. Иоффе,  П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон. На основании ее решения от 28 сентября 1940 года Президиум АН СССР утвердил программу работ по первому советскому урановому проекту.

Под руководством И.В. Курчатова молодой физик Г.Н. Флеров совместно с К.А. Петржаком открыл самопроизвольное деление ядер урана.

К.И. Щелкин выполнил исследования в области теории быстрых режимов горения и детонации.

Научные сотрудники лаборатории ЛФТИ РАН Г.Н. Флёров и Н.П. Петржак. 1940 г. Кадр из документального фильма. РНЦКИ. Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова.

Г.Н. Флеров написал письмо И.В. Сталину, аргументируя острую необходимость возобновления работ по урановому проекту.

22 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала заметку «Советский циклотрон»: «…в Лесном на территории ФТИ АН СССР недавно построено двухэтажное здание, похожее на планетарий».

22 октября в Москву был вызван И.В. Курчатов и ему, по рекомендации А.Ф. Иоффе, предложили возглавить работы по проблеме урана, той самой, к решению которой настойчиво призывал он сам и некоторые его коллеги.

6 декабря профессор А.И. Алиханов направил записку С.В. Кафтанову и А.Ф. Иоффе о мерах, необходимых для возобновления работ по ядру.

При непосредственном участии Г.Н. Флерова АН СССР начала исследовательские работы по использованию атомной энергии в военных целях.

11 февраля ГКО принял постановление об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Курирование атомной проблемы по линии ГКО было возложено на В.М. Молотова. Научное руководство проблемой возложено на И.В. Курчатова, а так же подготовка доклада о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива. В Москве во главе с И.В. Курчатовым создается специальный научный центр – Лаборатория № 2 АН СССР. 

Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович привлечены И.В. Курчатовым к работам по атомному проекту. Я.Б. Зельдович выполнил тепловые расчеты для получения плутония-239 промышленным способом.

14 августа  А.Ф. Иоффе подписал приказ о переводе на постоянную работу в Москву в Лабораторию № 2 следующих сотрудников ЛФТИ: И.В. Курчатова (заведующий), А.И. Алиханова, С.Я. Никитина, Г.Н. Флерова, П.Е. Спивака, В.П. Джелепова.

Палатка Лаборатории № 2 – место проведения экспериментов с ураном. Внешний и внутренний виды. 1943 г. РНЦ КИ. Архив института.

В Москве запущен первый циклотрон. Его строительством руководил И.В. Курчатов.

25 июня на Московском циклотроне в Лаборатории № 2 был впервые выведен «наружу» пучок дейтронов. В июле из облученного на циклотроне уранилнитрата И.В. Курчатову с группой сотрудников удалось впервые выделить «индикаторные» количества плутония и начать изучение его химических свойств.

И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, П.Л. Капица вошли в состав спецкомитета по руководству всеми работами по атомному проекту.

9 мая для приема оборудования Физического института от Общества Кайзера Вильгельма в Германию отправляется группа советских специалистов, в их числе политехники Ю.Б. Харитон, И.К. Кикоин.

И.В. Курчатов стал научным руководителем работ по созданию атомных реакторов и атомной бомбы.

И.В. Курчатов руководил строительством первого в Европе атомного реактора. Реактор использовал металлический уран с природным содержанием нуклида. Сразу после старта реактор стал пособием для обучения физиков. На основе результатов, полученных на Ф-1, разрабатывался первый в СССР и Европе оружейный атомный реактор А-1.

К.И. Щелкин привлечен И.В. Курчатовым к работе по атомному проекту.

Ю.Б. Харитон назначен главным конструктором КБ-11 по конструированию и изготовлению атомной бомбы, К.И. Щелкин его заместителем. Базой для развертывания КБ-11 был выбран завод №550 Народного комиссариата боеприпасов, выпускавший корпуса артиллерийских снарядов. Завод находился в поселке Сарова Горьковской области, где когда-то располагался знаменитый Саровский монастырь.

При подготовке к испытанию первой атомной бомбы Г.Н. Флеров отвечал за организацию нейтронных измерений и находился на командном пункте в 7 км от эпицентра в группе высших руководителей.

Б.П. Константинов возглавил работы по промышленному разделению изотопов, внес значительный вклад в в обеспечение атомной промышленности дешевым и высококачественным сырьем.

И.В. Курчатов, К.И. Щелкин и Ванников Б.Л.

Основным теоретиком по конструированию и изготовлению плутониевой бомбы стал Я.Б. Зельдович.

Заместителем главного конструктора КБ-11 по созданию атомной бомбы Ю.Б. Харитона назначен выпускник 1932 года Н.Л. Духов.

26 августа Ю.Б. Харитон назначен заместителем научного руководителя испытаний первого экземпляра атомной бомбы. Для обеспечения возможности проведения необходимых исследований и измерений испытание атомной бомбы были произведены в стационарном положении - путём взрыва её на металлической башне, на высоте 33 метра над землей (без баллистического корпуса и приборов, требующихся при применении атомной бомбы с самолёта).

29 августа в 4 часа утра по московскому времени в степном районе Казахской ССР прошли успешные испытания бомбы. Из доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова И.В. Сталину: «... Зарево взрыва было видно, а грохот ударной волны был слышен наблюдателями и очевидцами, находившимися от места взрыва на расстоянии 60-70 км».