Подводники Политехнического

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Дата была выбрана в связи с событием, произошедшим 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, когда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки.

С именами многих политехников связано создание советского военно-морского флота. Вот, что пишет бывший нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов: «Начиная создание большого флота, мы добрым словом поминали наших знаменитых кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова. Их ученики Ю. А. Шиманский, В.Л. Поздюнин и П.Ф. Папкович –  всех их не перечислить! – сейчас трудились много и плодотворно».

Предложенная профессором (в 1904-1914 гг.) Политехнического Иваном Григорьевичем Бубновым классификация действующих на корабль нагрузок положила основу для развития нового направления в судостроении – судостроительной механики, а открытый Бубновым новый способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии активно применяется и в наше время.

Невозможно не упомянуть генерал-майора М.Н. Беклемишева (преподаватель кораблестроительного отделения с 1912 по 1918 год) – соавтора профессора И.Г. Бубнова по созданию боевой подлодки. Наверное, единственный случай в истории кораблестроения, когда создатель корабля стал и его командиром – первым командиром первой боевой подводной лодки России. «Дельфин» по своим тактико-техническим данным превосходил по многим показателям зарубежные подводные лодки такого же класса. Имел водоизмещение 113 тонн, длину 20 м, ширину – 3,6 м, мог развивать скорость в надводном положении до 9 узлов, в подводном положении – до 6 узлов, погружаться до глубины 50 метров, на вооружении были 2 торпедных аппарата Джевецкого, 2 торпеды.

Подводная лодка Акула на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов.

Продолжил дело Бубнова и Беклемишева Борис Михайлович Малинин. После окончания в 1914 году кораблестроительного отделения он работал на Балтийском заводе, где поначалу руководил строительством подводных лодок конструкции И.Г. Бубнова. Позже стал главным конструктором и строителем первых советских подводных лодок. В 1924 году возглавил конструкторское бюро, в котором разработал проекты подводных лодок большого водоизмещения «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», первых советских подводных минных заградителей серии «Л». В 1933 году Малинин стал главным инженером нового КБ, где под его руководством разрабатывались проекты подлодок среднего водоизмещения типа «Щ» (щука).

Б. М. Малинин на палубе подводной лодки Волк.

Из 206 подводных лодок, вступивших в строй в предвоенный период, по проектам Бориса Михайловича было построено 143. Из 42 подлодок, награжденных орденом Красного Знамени или удостоенных звания гвардейской, 22 были построены именно по его проектам. В 1943 году Б.М. Малинину была присуждена Государственная премия, в 1944 и 1945 годы ему присваиваются ученая степень доктора наук и звания профессора.

С детства мечтая выучиться на морского инженера, Асафов Алексей Николаевич поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт и успешно окончил его в 1911 году. В начале 1930-х годов у военно-морского руководства СССР возродилась идея создания Тихоокеанского флота. Поскольку мощных судостроительных заводов на Дальнем Востоке не было, то решили (по опыту России) строить подводные лодки в европейской части и перевозить их на Тихий океан по железной дороге. Проект небольшой подводной лодки поручили разработать Техбюро №4. За эту работу взялся Алексей Николаевич, бывший уже главным инженером этого бюро. Не привлекая никого и не консультируясь, Асафов взял в качестве прототипа подводную лодку "Минога" конструкции И.Г. Бубнова, который был для него непререкаемым авторитетом. В марте 1933 на воду была спущена первая "малютка", а за ней последовала серия из 30 кораблей.

Другой выпускник ЛПИ 1930 года – Александр Григорьевич Соколов, до войны участвовал в проектировании подводных лодок. Во время войны он руководил проектированием и отработкой малых тральщиков и других кораблей для Балтийского флота. Имя политехника Александра Соколова в 1970 году присвоено новому морскому тральщику ВМФ.

Проектированием и отработкой опытной подводной лодки со сварным корпусом перед войной руководил выпускник ЛПИ 1935 года Юрий Гаврилович Деревянко. В годы войны он был главным конструктором и главным инженером судостроительных заводов Ленинграда. В 1963 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит». С 1957 года руководителем работ по разработке и строительству объекта стал выпускник Политехнического – Сергей Александрович Базилевский, ранее работавший под руководством Б.М. Малинина. В должности начальника проектного отдела Конструкторского бюро и заместителя главного конструктора участвовал в разработке подводных лодок типа «Декабрист», «Щука», «Сталинец», «Малютка», «Ленинец».

Создание «Ленинского комсомола» было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству атомных подводных лодок первого и последующих поколений. Многие решения, найденные при её разработке, оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин.