Самый простой автомобиль

В 1978 году группа инженеров и студентов Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина создала необычный, небольшой, но довольно экономичный легковой автомобиль «Миникар-2». Машина была компактна, комфортабельна и надежна в эксплуатации.

В сравнении с 600—700-килограммовыми «Запорожцами» и даже со знаменитыми японскими микроавтомобилями «Дайхатсу», весящими 500—600 кг, при двигателях той же мощности, «Миникар-2» уверенно выигрывал сразу по нескольким показателям. Деталей в «Миникаре» было всего около пятисот вместе с деталями 30-сильного мотора (в одном лишь обычном автомобильном двигателе их тысячи две), бензина он расходовал, причем низкосортного, дешевого, 3,5—4 л на 100 км пути, в то время как другие расходовали не меньше 6—8 л, и, значит, вдвое меньше отравляет атмосферу. Вес автомобиля составлял всего 350 кг, скорость достигала 100 км/ч.

В этой радикально облегченной машине можно было, по словам конструкторов, разместить тяговые аккумуляторы такой емкости, чтобы создать на ее базе еще менее токсичные — «гибридные» электроавтомобили. Автомобиль был настолько продуман с точки зрения серийщиков, что им заинтересовался Кировский завод, как изделием широкого потребления. Себестоимость «Миникара» в массовом производстве была бы предположительно рублей 500—600 на то время.

Создателем этой машины был Бахчиванджи Всеволод Яковлевич. В 1935 году он окончил Ленинградский Политехнический институт и стал инженером механиком. Позднее по приглашению ректора Ленинградского Политехнического института возглавлял студенческое Конструкторское Бюро по созданию транспортных средств на базе модульного двигателя.


Профессиональные конструкторы считали соединение таких характеристик невозможным. Например, инженер Ю. Клеманов писал в «Неделе» № 19 за 1977 г.: «...можно заранее сказать, что безопасный, бесшумный и нетоксичный автомобиль с бензиновым двигателем будет, вероятно, несколько тяжелее, относительно дороже, а по некоторым традиционным параметрам (литровой мощности, расходу топлива и др.), возможно, даже и уступать тем моделям, которые мы сейчас называем современными».

В настоящее время «Миникар-2» можно увидеть в частном музее во Всеволожске, которому был подарен автомобиль в начале 2000-х. 

Также можно увидеть схожесть в конструкции с автомобилем «Кама-1» -  российский электромобиль на модульной платформе, полностью созданный с помощью компьютерного моделирования специалистами «Центра компьютерного инжиниринга» СПбПУ при поддержке ПАО «КАМАЗ».