1986 год, развязка Холодной войны уже не за горами, однако ещё множество вопросов подвергаются горячим дискуссиям. Актовый зал ЛПИ переполнен советскими и иностранными студентами, преподавателями, сотрудниками, журналистами, вездесущими «телевизионщиками». Дискуссия «Советско-американское сотрудничество в мирном освоении космоса — альтернатива гонке вооружений». На ней многие присутствовали, еще больше о ней слышали, а обсуждали, наверное, все. О дискуссии писали «Комсомольская правда» и «Смена».
Американскую сторону представляла делегация Ассоциации ораторского искусства (АОИ) — общественной организации, объединяющей студентов, аспирантов и преподавателей американских университетов и колледжей. В Советский Союз она приехала по приглашению Студенческого совета СССР. Руководитель делегации доктор философии, директор Учебной части Ассоциации ораторского искусства Дон М. Буало. Члены делегации — Корнелия К. Клоуз, Тимоти Н. Фрай и Уильям Л. Боббит.
Советскую делегацию представляли только политехники. Руководителем был кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии Александр Анатольевич Краузе. В состав делегации также вошли: Ирина Железнова, Сергей Воробьев, студенты радиофизического факультета и Владимир Полянский, студент пятого курса физико-механического факультета.
За десять минут у микрофона, конечно, многое можно сказать о своей стране, её вкладе в дело мира, о своем отношении к будущему Земли. Но десять минут — это и очень мало, чтобы с цифрами и фактами отстоять свою позицию. Тем более, если не знаешь, каким будет очередной вопрос.
Из газеты Политехник 1986 года:
"О наших студентах можно сказать очень коротко: «Молодцы!» Знание, эрудиция, четкая аргументация— все это было в арсенале политехников. Скажем, Тимоти с гордостью говорил, что в США сейчас меньше ядерного оружия, чем двадцать лет назад. На что Сергей Воробьев с цифрами в руках показывает абсурдность утверждений американского студента. Смех и аплодисменты вызывает ответ Сергея на вопрос Билла: «Почему вы не слушаете «Голос Америки»?» Сережа говорит, что сами американцы, наверняка выключили бы радио, услышав то, что «Голос» передает на Советский Союз".
Боббит на этой дискуссии в отличие от легких, улыбчивых Корнелии и Тима, был напряженным и мрачноватым. Самый подготовленный в этой делегации, он пытался доказать «агрессивность русских», вплоть до того, что баллистические ракеты следует признать советским «космическим оружием». А раз так, то он, Билл, за СОИ, программу которой с легкой руки сенатора Эдварда Кеннеди по аналогии с популярной в Америке серией фильмов окрестили «звездными войнами». Правда, когда я спросила его, а смог бы он сам «нажать кнопку», Билл предпочел уклониться от прямого ответа.
Когда в Доме журналиста на пресс-конференции американским ребятам задали вопрос «Что ты лично сделаешь для мира, возвратившись на Родину?», Тим ответил: «Я обязательно расскажу о дружеских чувствах советских людей, об их желании вести диалог, в студенческой газете нашего колледжа». Билл: «Я буду говорить, что советский народ хочет мира. Надо, чтобы молодые думали, анализировали. Наша молодежь, несмотря на то, что в восьмидесятые стала более активной, все-таки намного меньше занимается политическим вопросами, чем советская».
— Я думаю, что программы обмена с советскими студентами приносят большую пользу на пути к разрядке. Будем ждать у себя в Америке ответную делегацию,— сказал руководитель делегации Дон М. Буало.
Наверное, это была самая одна из самых оживлённых дискуссий, которую видели стены Политеха.
По материалам корреспондента газеты "Политехник" С. Сидоровой.
Фотографии с сайта: white-album.ru