СЫЧЁВ Леонид Ефимович 

Сычёв Леонид Ефимович (р. 1913, Санкт-Петербург), инженер-конструктор, лауреат Сталинской пр. (1943; за участие в разработке новой модификации танка КВ-1С, оснащ. усовершенств. узлами трансмиссии и ходовой части). 

Леонид Ефимович Сычев родился в 1913 году в Ленинграде, в семье рабочего. В 1934 году окончил Ленинградский политехнический институт. За два года до этого проходил практику в СКБ-2 завода «Красный путиловец». Там же он выполнял дипломный проект, а в феврале 1935 года окончательно зачислен в штат СКБ-2, с которым связал всю свою жизнь на многие годы.

В 1935-1937 годах Л. Е. Сычеву довелось участвовать в конструкторских разработках, выполнении расчетов и в доводке среднего танка Т-28 и артсамоходов на железнодорожном ходу ТМ-14 и ТМ-180. Вскоре талантливый, инициативный инженер был назначен заместителем ведущего инженера по тяжелому многобашенному танку СМК. Для танка СМК («С. М. Киров») был выполнен тяговый расчет, расчеты и исслед. ходовой части и др. 

В начале 1939 года - ведущий инженер по танку КВ-1 (В апреле 1939 года Государственной комиссией был утвержден макет, в мае начата разработка чертежей), создание которого сыграло значительную роль в успехе контрнаступления под Сталинградом. В 1940-1941 гг. Леонид Ефимович - начальник группы вооружения СКБ-2. Под рук-вом Л.Е. Сычева и Ф.А. Маришкина была сконструирована новая коробка передач танка КВ-1 (усовершенствована Н. Ф. Шашмуриным).

В начале Великой Отечественной войны Л.Е. Сычев во главе группы (102 чел.) основного состава СКБ-2 был эвакуирован в Челябинск на Кировский завод. Старший инженер КБ Духова, начальник ОТК, заместитель главного конструктора. В июле 1942 года возглавил КБ-34 (в кол-ве 20—25 чел.) по разработке чертежей танка Т-34. Для обеспечения лучшей маневренности танка и надежности работы его силовых узлов конструкторами под руководством Сычева Леонида Ефимовича были подготовлены чертежи, испытаны опытные образцы 5-скоростной коробки передач (внедрена в производство). С 1944 Леонид Ефимович - заместитель главного конструктора Кировского завода. В октябре 1944 вернулся в Ленинград. Награжден орденом Красной Звезды (1944).

Важным этапом в творческой биографии Л. Е. Сычева в довоенный период является разработка методики тяговых и прочностных расчетов танка. До этого такой методики не существовало. Вот как об этом вспоминает сам Леонид Ефимович:

«С начала работы в СКБ-2 мне приходилось проводить исследования различных дефектов и поломок на объектах Т-28, ТМ-14, ТМ-180 с помощью расчетно-теоретического анализа и разрабатывать предложения по их устранению. Мною был проделан также полный комплекс расчетов спроектированного в СКБ-2 и изготовленного в опытных образцах объекта МБВ. Для танка СМК был выполнен тяговый расчет, расчеты и исследования по ходовой части и ряд других.

Выполненные в 1935 — 1938 годах расчеты касались тяговых и динамических свойств машин, прочности железных конструкций и деталей механизмов, усталости и вибраций, долговечности, нагрева и износа, корегирования зубчатых передач, уравновешивания систем, муфт свободного хода большой мощности, систем подрессоривания и других вопросов».

Далее он пишет об этом так:

«В те годы еще не было курсов, широко охватывающих расчеты элементов танка, в публикациях были рассмотрены лишь отдельные проблемы. Поэтому для выполнения расчетов пришлось руководствоваться классическими трудами по сопротивлению материалов, деталями машин, механике, техническими справочниками, курсами по автомобилям и тракторам, паровозам и другими общетехническими материалами. При этом проводились стационарные и ходовые испытания узлов и объектов с целью уточнения принятых методик расчета. 

Все проделанные расчеты находились в расчетной группе СКБ-2 и использовались при решении аналогичных задач, как методические пособия».

Надо сказать, что не каждый даже очень одаренный конструктор способен правильно составить методику расчета и провести его. Например, академик А. А. Микулин за всю свою жизнь не сделал ни одного теплового и прочностного расчета двигателя, которых он на своем веку создал много. Все расчеты для него выполнял его двоюродный брат, тоже племянник Н. Е. Жуковского,— Б. С. Стечкин, впоследствии крупнейший ученый в области гидроаэродинамики и теплотехники.

Немалый след в творческой биографии Л. Е. Сычева оставила совместная работа с А. А. Морозовым по организации серийного производства на ЧТЗ танка Т-34 и его модернизации.

В одном из интервью для журналиста Ибрагимова Д. С. Сергей Ефимович высказался о роли Котина и Духова в создании тех или иных образцов тяжелых танков:

«Действительно, во многих публикациях представляются непосредственными конструкторами-творцами по тяжелым машинам Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов, по средним – М. И. Кошкин и А. А. Морозов.

Я хорошо знаком с Котиным и Духовым по совместной работе на ЛКЗ и ЧКЗ, с Кошкиным по совместной учебе на 2 – 5 курсах ЛПИ, с Морозовым – в качестве его ведомого по объекту Т-34. Считаю, что в создании соответствующих машин их роль безусловно значительна.

Что же касается «возвеличения» их непосредственных конструкторских функций, то это (в меньшей степени затрагивая А. А. Морозова, единственного из них работавшего «за доской») объясняется распространением методов руководства периода культа личности на сферу конструирования. Характерным для тех времен было зачисление в творческие личности также руководящих работников заводов, министерств и др., а иногда подхалимов и приспособленцев. Зачастую оттеснялись от признания и соответствующих поощрений подлинные участники работ. Да и некоторые работы предпринимались ради необоснованного нового. Все эти негативные явления в конструкторской деятельности в какой-то мере сохранились до настоящего времени и отрицательно влияют на отображение истории развития техники, оценку роли отдельных лиц, технический прогресс.

Отмечу, кстати, что для главного конструктора и ряда других руководящих работников конструкторских подразделений первостепенным является не личное участие в непосредственных конструкторских разработках, а организация коллектива на обеспечение технических характеристик объекта, его технологичности и экономичности, широкое использование достижений науки и техники, определение перспектив».