ВАСИЛЬЕВ Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич Васильев (1890-1963), специалист в области железобетонных конструкций, оснований и фундаментов, строительства дорог и мостов, доктор технических наук (1944), профессор (1935), генерал-майор инженерных войск (1944), чл.-корр. Академии архитектуры СССР (1947), «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1957). Награжден двумя орденами Красной звезды, орденом «Знак почета», медалями. Автор (соавтор) более 40 опубликованных научных работ, книг и учебных пособий.

После окончания Политехнического института в Петрограде (1917) стал стипендиатом на кафедре «Основания и фундаменты». Однако к этому моменту ему уже 27 лет! Многовато для выпускника-студента. Но если учесть, что уже в 1913 году он был «Заведывающим чертежной мастерской» Ораниенбаумской электрической железной дорогой, то все встает на свои места. Вот его подпись под чертежом Проекта ОЭЖД!

В 1918 году возглавил Проектно-технический отдел Петроградского управления городских мостов и набережных, одновременно преподавал в Техникуме путей сообщения, Политехническом институте, Институте инженеров промышленного строительства. С 1932 г. – зав. кафедрой «Основания и фундаменты» Ленинградского института инженеров промышленного строительства, преобразованного в 1940 году в Высшее инженерно-техническое училище (ВИТУ) Военно-морского флота.

«Заведывая» чертежами на масштабной стройке, Борис Дмитриевич безусловно живо интересовался передовым зарубежным опытом в области строительства железных дорог и мостов.

Его по праву можно назвать «русским Майаром». Напомним, Робер Майар – выдающийся швейцарский мостостроитель с 1912 года работал в России и составил несколько проектов. Один из них – знаменитый Мартышкинский путепровод Оранэлы, недавно взятый под охрану.

Мартышкинский путепровод (ИС-30)

Б.Д. Васильев лично наблюдал за строительством этого моста, сохранились его фотографии со стройки. Неудивительно, что став уже при советской власти состоявшимся инженером, он спроектировал несколько мостов узнаваемой «майаровской» конструкции – арочные железобетонные мосты. Они были одновременно и прочными, и экономичными в строительстве.

К сожалению, не все из «майаровских мостов», построенных Б.Д. Васильевым, сохранились. Тем ценнее то, что у нас еще осталось.

Итак, во второй половине 1920-х годов, началось обновление мостового хозяйства Ленинграда, уже преодолевавшего разруху. Так появились в районе Обводного канала первые советские «майаровские мосты».

  1. Ново-Кирпичный мост через р. Волковку стал первым железобетонным мостом в Ленинграде. Трехпролетный арочный мост построен по проекту инженеров Б. Д. Васильева и О.Е. Бугаевой. Увы, в 2009 г. мост был признан аварийным и в октябре 2011 г. разобран. Существующий сегодня мост возведён в 2011—2012 гг. в составе проекта реконструкции Американских мостов и строительства транспортной магистрали по южному берегу набережной Обводного канала.

Фото: Citywalls.ru

2. Монастырский мост через р. Монастырку. Перестроен в 1926—1927 гг.. по проекту инженеров Бориса Дмитриевича Васильева и О.Е. Бугаевой. Мост разобрали в начале 1960-х гг., в связи со строительством моста Александра Невского и перепланировкой прилегающих территорий. Ниже по течению построен новый балочный мост с тем же названием.

Люди Оранэлы: русский Майар — Борис Васильев, изображение №6

Фото: https://pastvu.com/p/1071958

3. Ново-Калинкин мост через Обводный канал. Деревянный мост существовал с 1837 года вплоть до революции (проект П. Базена). Неоднократно поднимался вопрос о его перестройке. Но только в 1929—1930 гг. из-за возросшего автотранспортного и трамвайного движения мост был перестроен в однопролетный железобетонный арочный по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева.

Люди Оранэлы: русский Майар — Борис Васильев, изображение №7

Фото: Википедия.

4. Архангелогородский (Шлиссельбургский) мост – через Обводный канал. Та же история, что и Ново-Калинкина моста. Вплоть до перестройки в 1928-1929 гг. по проекту О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева был деревянным с дубовой (!) аркой.

Люди Оранэлы: русский Майар — Борис Васильев, изображение №8

Фото: Citywalls.ru

К слову, Борис Дмитриевич не только создавал новые мосты, но и ремонтировал уже исторические: старейшие в Петербурге Лебяжий и Прачечный мосты, а также самый широкий – Синий мост.

Участвовал также в проектировании двухъярусной набережной проспекта Обуховской обороны; являлся членом подготовительной и правительственной комиссий по строительству и по приемке в эксплуатацию Ленинградского метрополитена; председателем комиссии по подготовке проекта защиты Ленинграда от наводнений. В течение ряда лет Б.Д.Васильев являлся председателем Ленинградского правления Научно-технического общества (ЛП НТО) строителей, в 1947-1951 гг. избирался депутатом Ленгорсовета.

Источники: 
Справочная информация фонда // ЦГАНТД СПб Ф.Р-200.
Люди Оранэлы: русский Майар — Борис Васильев