Инженерный подвиг

Политех для Победы

Нет разницы между маршалом и рядовым или тружеником тыла. В войне участвовала вся страна, и каким бы ни был вклад человека в Победу, он бесценен.

14 июля 1941 года начались занятия на организованных в ЛПИ курсах, давших Ленинградскому фронту в условиях тяжелой блокады до конца года около 1000 подготовленных стрелков-радистов танковых войск.

Группа преподавателей курсов стрелков-радистов. В центре в очках – заведующий лабораторией электромашин Григорий Петрович Александров. 1941 год.

Для Военно-Морского Флота был разработан способ размагничивания военных кораблей, созданы система противоминной защиты кораблей, приборы по обнаружению и уничтожению акустических мин.

Для авиации созданы схема безгироскопной авиационной вертикали для слепого полета и автоматического пилотирования, средства борьбы с воспламенением самолетов от зажигательно-разрывных пуль, устройство для защиты летчика от вредного воздействия перегрузок, приборы ночного видения, газосветные лампы для аэродромов.

В области бронетранспортной техники институт принял участие в выполнении кооперированного заказа «К» в общей системе Кировского завода. Разработан способ экранирования танков, созданы сплавы для высококачественной танковой брони и снарядов.

Танк Т-34-76 на Невском проспекте. 1941 год.

В области радиосвязи спроектированы и введены в строй сверхмощный радиопередатчик (1200 кВт) и сверхмощная радиостанция.

Разработаны вездеходная мина, взрыватели для мин, точный способ наводки по движущимся в воздухе целям, способ стерилизации перевязочных материалов токами высокой частоты, найдены заменители огнеупорных материалов, освоен режим выплавки чугуна на торфе. В лабораториях института отливались бронебойные снаряды и корпуса гранат, создан новый метод получения жидкого кислорода, налажено производство эскапона, марли и бязи.

Политехниками проведены исследования, в результате которых по льду Ладожского озера была проложена Дорога жизни, по дну озера осуществлены знаменитые линии электропередачи.

Огромный вклад в дело победы внесли выпускники института – выдающиеся конструкторы боевого оружия и техники – создатели танков Т-34, КВ, ИС,  самоходных установок, самолетов ПО, АН, самолетов-амфибий БЕ, подводных лодок и минных заградителей, боевых кораблей, двигателей и артиллерийских систем различного назначения.

КОШКИН Михаил Ильич

Окончил Политехнический институт в 1934 году. После окончания года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В конце лета 1939 года в Харькове прошли испытание новые образцы танков. В условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов лучше всех себя показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка. Так появился Т-34, лучший танк второй мировой войны.

КОТИН Жозеф Яковлевич

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода.

Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка в период второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 годов под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

С декабря 1947 года – профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы»  энергомашиностроительного факультета Политехнического института.

ДУХОВ Николай Леонидович

Учился в Ленинградском политехническом институте с 1928 по 1932 год на кафедре «Автомобили и тракторы», получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

В 1932 году был направлен на Ленинградский Кировский завод, где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины — тяжёлого танка КВ-1.

В 1941 году Ленинградский Кировский завод эвакуировался в Челябинск. Н. Л. Духов 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 года. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4, самоходные орудия САУ-1, САУ-2.

ДЕРЕВЯНКО Юрий Гаврилович

В 1935 году, после окончания Политехнического института, начал работу мастером на Судостроительном заводе (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи»). В октябре 1941 года Деревянко был назначен главным инженером завода.

Во время Великой Отечественной войны под его руководством разработаны проекты самоходных плашкоутов и тендеров для ладожской «Дороги жизни». С мая по июнь 1942 года было построено 115 данных судов. Одновременно велось строительство сварных морских охотников, морских бронекатеров и шхерных мониторов.

В июне 1943 года Деревянко был назначен главным конструктором завода.

МАЛИНИН Борис Михайлович

В 1914 году, после получения диплома Политехнического института, его приняли инженером-конструктором в отдел подводного плавания Балтийского судостроительного завода.

С 1932 года Малинин трудился в Центральном конструкторском бюро специального (подводного) судостроения  на должности главного инженера. Под его руководством были спроектированы лодки типа «Ленинец» и «Щука». Их особенностью явилась простота постройки и эксплуатации. Лодки типа «Щ» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибли 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 тонн. На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника.

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

БАЗИЛЕВСКИЙ Сергей Александрович

В 16 лет он поступил на кораблестроительный факультет политехнического института. В 1925 году, после окончания института, работал в Балтийском морском пароходстве, затем был переведен в Москву на работу в Морской Регистр СССР.

В 1939 году он вернулся в Ленинград для продолжения научной работы.
Во время Великой Отечественной войны, когда из Ленинграда были эвакуированы все конструкторские бюро, Сергея Александровича оставили в блокадном городе, где он организовал при Балтийском заводе универсальное конструкторское бюро, обеспечивающее ремонт кораблей и постройку новых. Базилевский спроектировал сухогрузные баржи для перевозки грузов через Ладожское озеро по «Дороге жизни» и десантные суда-тендеры. В 1942 году по его проекту построили паромы для переброски паровозов и вагонов из осажденного Ленинграда. Под руководством Сергея Александровича также  был спроектирован усовершенствованный малый тральщик.

ПЕТРОВ Федор Федорович

В 1924—1925 годах служил в Красной Армии и вечерами учился на рабфаке, который окончил в 1927 году. В 1931 году закончил военно-механический факультет Политехнического института.

В 1938 году стал начальником опытного конструкторского бюро и в короткие сроки разработал гаубицу М-30 — одно из лучших орудий этого калибра.

В 1942 году назначен главным конструктором артиллерийского завода. В 1943 году разработал 152-мм гаубицу образца 1943 года, затем мощные 85, 100, 122-мм пушки для перевооружения танков ИС и Т-34, самоходных установок СУ-85, СУ-100 и СУ-122.

ГРАБИН Василий Гаврилович

В 1931 году – доцент военно-механического факультета Политехнического.

Под руководством Грабина были созданы: 76-мм пехотная пушка, дивизионная пушка ЗИС-3, 57-мм пушка ЗИС-2, 100-мм полевая пушка БС-3, танковые пушки для вооружения среднего танка Т-34-76 и тяжёлого танка KB-1, самоходная установка ЗИС-30, а также 76,2-мм пушка ЗИС-3, которая устанавливалась на лёгких самоходных установках СУ-76 и СУ-76М.

Дивизионная 76-мм пушка ЗИС-3, была признана лучшей пушкой Второй мировой войны.

КРУПЧАТНИКОВ Михаил Яковлевич

1916, 1918 годы – студент  механического отделения Петроградского политехнического института.

В мае 1937 года Крупчатников был назначен на должность руководителя группы проектно-конструкторского бюро завода «Большевик», где возглавил направление проектирования артиллерийских стволов. Участвовал в разработке стволов крупных калибров для орудий морской, береговой и полевой артиллерии большой и особой мощности. Крупным успехом было создание 406-мм пушки, предназначенной для установки в башнях главного калибра линейного корабля «Советский Союз».

РУДЯК Евгений Георгиевич

В 1932 году окончил военно-механический факультет Ленинградского политехнического института.

В начале Великой Отечественной войны под его руководством срочно создаются железнодорожные артиллерийские установки, сыгравшие большую роль при обороне Ленинграда. Инженер, а затем главный конструктор на заводе «Большевик» (Обуховский завод). 

Тридцать три проекта артиллерийских установок и стартовых комплексов, разработанных под его руководством, приняты на вооружение и в эксплуатацию.

 

ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич

Выпускник Политехнического института 1916 года (инженер-механик).

Под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).

Конструктор истребителей И-15 (1933), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы.

Н. Н. Поликарпова называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.

БЕРИЕВ Георгий Михайлович 

В 1925 году поступает на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института, которое оканчивает в 1930 году.

В 1934 году назначен Главным конструктором и начальником Центрального Конструкторского бюро морского самолетостроения  при авиационном заводе  в городе Таганроге, которым бессменно  руководит до 1968 года.

Во время Великой Отечественной войны завод, а затем и конструкторское бюро были эвакуированы в Красноярск.  Там выпускалась летающая лодка КОР-2 (Бе-4). 

В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 - грузопассажирского гидросамолета ПЛЛ-144.

АНТОНОВ Олег Константинович

В 1925 году поступил на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института, который окончил в 1930 году.

В 1941 году Антонов был назначен главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности.

В годы ВОВ организовал производство своего грузового и десантного планёра А-7 (их было выпущено 600 экземпляров). С 1943 года — первый заместитель генерального конструктора А.С.Яковлева.

Наука Победе

«Разрабатывать сейчас только те темы, которые необходимы для обороны страны, которые принесут быструю реальную пользу фронту, разрабатывать их денно и нощно, не щадя сил и времени, с тем истинным энтузиазмом, на которые способны советские ученые» - А.А.Байков

В июле 1941 года в Ленинграде был создан научно-технический комитет, в составе которого были виднейшие ученые института - академики А.А. Байков, Б.Г. Галеркин, А.Ф. Иоффе, Н.Н. Семенов, Н.Н. Давиденков.

В институте был образован комитет по оборонным работам под руководством М.А.Шателена, в задачу которого входили координация деятельности ученых, лабораторий и мастерских.

7 июля в институте были созданы объединенные мастерские ЛПИ (ОМПИ), в состав которых входили: лаборатория технологии машиностроения, экспериментальные мастерские, учебная мастерская, литейная и сварочная лаборатории. Остальные лаборатории обязывались выполнять заказы ОМПИ в первую очередь. Начальником мастерских был назначен доцент В.Г.Подпоркин, а главным инженером - заведующий кафедрой технологии машиностроения профессор А.П.Соколовский.

Под руководством профессоров С.П.Гвоздова и В.П.Ильинского была создана городская противохимическая лаборатория, в которой разрабатывалась методика исследования боевых отравляющих веществ. В ней же была разработана технология производства осушителей воздуха в бомбоубежищах, а также изготовлялись новые фильтры для противогазов.

В литейной лаборатории разрабатывались новые технологические процессы литья снарядов и мин. Профессором И.А.Одингом были предложены новые марки стали для изготовления боеприпасов. Также профессором И.А.Одингом была предложена конструкция вездеходной мины.

Под руководством профессора Ю.В.Баймакова удалось наладить изготовление запалов для зажигательных противотанковых бутылок. Организацией оборонительных работ в институте, а затем в Выборгском районе занимался доцент С.М.Старостин.

В 1941 году в институте разрабатывалась технология изготовления зажигательных патронов, светильно-осветительных и дымовых шашек и технология производства стабилизаторов для бездымных порохов.

Группа ученых под руководством профессора П.П.Кобеко занималась исследованием физических свойств льда Ладожского озе­ра. Для регистрации колебаний ледового покрытия Н.М.Рейновым был разработан прибор, получивший название «прогибограф». Научными сотрудниками гидрометеослужбы доцентом института А.Р.Шульманом и О.Д.Рожанским была разработана инструкция по эксп­луатации ледовых трасс.

А.Р. Шульман, находясь на военной службе с 1941 по 1946 год, возглавлял ледовую службу в Управлении гидрометеорологической службы Краснознаменного Балтийского флота.

Для оборонительных сооружений лаборатория гидротехники предложила способ быстровозводимых земляных насыпей. Лаборатория аэродинамики сконструировала установку для дегазации улиц при заражении их отравляющими веществами (ОВ). Лаборатория печей и огнеупоров разработала и изготовила обогревательные печи для тракторов, работающих в зим­нее время. Лаборатория ТВН разработала метод, уменьшающий демаскирующее действие от искрения дуг токоприемника у трамваев. На кафедре графики была разработана конструкция насоса типа «костыль».   Кафедра утилизации водной энергии выполняла проектные работы по защите гидростанций от нападения с воздуха. В лаборатории общей электротехники и технологии электроизмерительной техники разработаны приспособления для защиты глаз бойца от мелких осколков.

В связи с острым дефицитом в городе кокса профессор В.М.Андреев разработал новый режим плавки чугуна с использованием вместо антрацита термоантрацита, что позволило зимой 1941/42 года наладить производство чугуна на ленинградских заводах.

Профессорами А.К.Зайцевым, А.И.Чистяковым и А.М.Ерусалимским были спроектированы подвижные авторемонтные  мастерские, которые широко использовались в военно-воздушных и бронетанковых войсках Ленинградского фронта.

Большая работа под руководством академика А.А.Байкова была выполнена по применению эффективных средств защиты самолетов от зажигательных разрывных пуль. В результате этой работы была получена огнестойкая ткань для покрытия самолетов и предложена новая конструкция бензобаков, а также разработаны способы предотвращения воспламенения бензина.

В начале войны более 150 ученых института перешли на работу на оборонные предприятия города и страны, где проводили консультации, выполняли научно-исследовательские работы и испытания. Академики А.А.Байков, М.А.Павлов, профессора М.Г.Евангулов и М.П.Славинский осуществляли консультации на заводах им. Ленина, Кировском и других по вопросам производства чугуна и цветных металлов.

Профессора И.Н.Вознесенский, Х.Ф.Кетов, доцент А.Ф.Лесохин выполняли роль консультантов на Кировском заводе, профессор Ю.В.Баймаков - на заводе «Красный выборжец», профессор И.А.Одинг и доцент Д.В.Ефремов - на заводе «Электросила». Всю войну в Ленэнерго проработал профессор А.А.Вульф. По его расчетам была проведена линия электропередач по дну Ладожского озера от Волховской ГЭС. Профессор Е. Г.Шрамков на заводе «Русский дизель» занимался магнитной дефектоскопией снарядов. Доцент И.Д.Оленев в годы войны был помощником директора Кировского завода. Доцент К.С.Гинзбург с 1942 по 1944 год работал главным инженером в проектном институте Министерства вооружения по проектированию и строительству заводов вооружения на Урале и в Сибири.

Отчет ЛПИ о научно-исследовательской и производственной работе за 1942 г.

Ленинградский политех в Ташкентской эвакуации